Промежуточный и окончательный ликвидационный баланс

Промежуточный и окончательный ликвидационный баланс

В определенный момент своего жизненного цикла, любое предприятие, зарегистрированное в форме общества с ограниченной ответственностью, подвергается процедуре ликвидации. Это может быть и официальная ликвидация в прямом юридическом смысле этого слова, и ликвидация альтернативная, например, совершенная путем реорганизации или продажи фирмы.

В любом случае процесс в результате которого прекращается деятельность общества, сопровождается определенными законодательно установленными этапами, которые необходимо соблюдать, согласно всем нормам и правилам законодательства об ООО.

В обратном случае, закрыть предприятие не получится, и процесс будет прерван в связи с необходимостью переоформления важнейших документов. Одними из этапов, требующих особого внимания, являются составление нескольких бухгалтерских отчетов, среди которых сначала идет промежуточный, а затем и окончательный ликвидационный баланс. Суть этих документов следует рассмотреть отдельно.

Особенности промежуточного ликвидационного баланса

Этот бухгалтерский документ составляется не раньше окончания того срока, который отводится кредиторам на предъявление своих требований ликвидируемому обществу. Это значит, что только спустя два месяца, после того как в специальном СМИ была опубликована информационная статья о начале ликвидации, когда кредиторы больше не смогут выдвинуть свои требования, конкурсный управляющий или уполномоченный представитель на основании имеющейся на данный момент информации составляет промежуточный баланс.

В нем отражаются данные об имуществе предприятия, перечень требований, которые предъявили к организации кредиторы, и предложения ликвидационной комиссии по дальнейшим действиям относительно этих запросов. Благодаря достоверности этой информации, учредители могут адекватно оценить свои возможности по погашению задолженностей перед кредиторами.

Когда промежуточный баланс полностью составлен и оформлен компанией, оказывающей бухгалтерские услуги или штатным главным бухгалтером, он направляется на собрание всех участников ликвидируемого общества, где он должен быть принят и утвержден. После этого он направляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении и утверждении, по форме № Р15003.

В дальнейшем с этим документом работают сразу несколько отделов регистрирующего органа: отдел по взысканию задолженностей, отдел, отвечающий за камеральные проверки, и юридический отдел.

Особенности окончательного ликвидационного баланса

Процесс ликвидации ООО, как известно, состоит из нескольких этапов. И после того, как на рассмотрение регистрирующего органа был предложен промежуточный баланс, на основании его содержания ведут свою работу и члены ликвидируемой организации, отвечающие за процедуру закрытия. В соответствии с этим документом погашаются все задолженности, причем в строго определенном законодательством порядке. И только после того, как были произведены все кредиторские расчеты, составляется финальный бухгалтерский документ "Ликвидационный баланс".

В нем можно проследить то, в каком финансовом положении находится ликвидируемое предприятие на отчетную дату. То есть в нем отражаются сведения относительно того, какое имущество осталось у общества после погашения всевозможных долгов, и предназначенное для дальнейшего распределения между учредителями.

После составления, этот документ, так же как и промежуточный, должен быть утвержден на общем собрании учредителей общества. Однако, то, что касается содержания этих документов, рассмотренного в статье, то это регламентирует письмо ФНС России № ЧД-6-09/439. При этом, необходимо отметить, что ни в одном нормативном документе, регламентирующем деятельность ООО, не указывается, какая именно информация должна содержаться в ликвидационном балансе.

Именно поэтому, в жизни часто возникают недопонимания и споры по содержанию этого документа, которые решаются в судебном порядке.