Как структура налогов определяет в значительной мере эффективность налоговой системы

В значительной мере эффективность налоговой системы определяется структурой налогов и соответствием этой структуры требованиям экономического процесса в данный период развития экономики.

Важным является тот факт, что, приемлемость для налогоплательщиков уплаты конкретных налогов в полном объеме, или уплата их вообще, зависит от величины ставки каждого налога - т.е. обоснованной умеренности величины налога.

Налогоплательщики чрезвычайно чувствительны к избыточности, как количества налогов, так и их ставок - чрезмерное налоговое бремя заставляет прятать доход.

Роль и место каждого налога формируется в зависимости от стратегии и тактики налоговой политики (если таковые имеются) и должны соответствовать обстановке экономических взаимоотношений между субъектами экономики и культуре отношений налогоплательщиков с государством, а также быть адекватными общественным потребностям и предпочтениям.

Адекватность общественным потребностям является необходимой предпосылкой "добровольности и полноты" уплаты налогов. В экономическом развитии ведущих стран мира наблюдаются закономерные тенденции в изменениях структуры налогов в сторону уменьшения роли налогообложения предприятий и увеличение роли налогообложения граждан, что требует соблюдения политики роста доходов.

Налог на прибыль предприятий является наименее перспективным, поскольку его налоговая база - доход предприятий, является экономической категорией, которая легче подвергается финансовым и бухгалтерским манипуляциям со стороны предприятий-плательщиков. Занижение доходов, завышение себестоимости, сочетание первого со вторым, другие "проводки" позволяют руководителям и бухгалтерам предприятий значительно искажать реальный уровень прибыли и уклоняться полностью или частично от уплаты этого налога.

Зато, необходимо поддержание и развитие естественного процесса увеличения доли налога на доходы физических лиц (бывший подоходный налог) с граждан, но это требует постоянной заботы правительства об увеличении доходов граждан и их максимальной легализации, что в свою очередь требует проведения высокоэффективной социально-ориентированной экономической политики и искоренение причин тенизации экономики для прекращения практики выплаты зарплаты «в конверте».

Недооценка фактических результатов и тенденций налоговых поступлений от каждого налога, построение программных будущих экономических показателей вопреки этим результатам, повторные попытки выдавать желаемое за действительно - все это является основой существенных просчетов в налогово-бюджетном процессе, результатом чего является ежегодные значительные недоимки в государственные бюджеты всех уровней, продолжение работы в тени большого количества субъектов хозяйствования и, как следствие, невозможность существенного и ощутимого повышения уровня доходов граждан.

Стоит, также, особо подчеркнуть о необходимости изменения подходов к политике в сфере амортизационных отчислений как одного из ключевых составляющих активизации резервов внутренних инвестиций. 

Налоговая нагрузка и принципы амортизационных начислений являются определяющими для формирования возможностей развития предприятий за счет собственных средств, а, следовательно, и расширение границ внутренних инвестиций в отечественной экономической системе. 

Налоговая система нуждается в глубоком совершенствовании, вплоть до необходимости просмотра целесообразности существования некоторых видов налогов, налоговых льгот, и даже базы налогообложения.

Избыточность налоговой нагрузки ярко подтверждена таким критерием как уровень ухода экономики в тень, который по разным оценкам составляет 45 - 55%. При такой огромной доле теневого экономического оборота невозможно говорить о качественном и существенном количественном развитии отечественной экономики, и, особенно, о повышении уровня жизни населения - теневая экономика является не социализированной экономикой, она не участвует ни в общих, ни в целевых социальных выплатах и программах.

Поскольку одним из важнейших аргументов для налогоплательщика является нормативная и рациональная приемлемость налоговых отчислений, то отечественная налоговая система требует приведения ее к уровню экономической целесообразности, не конфискационности и предпринимательской и общественной приемлемости по количеству налогов, уместностью баз налогообложения и оправданностью ставок налогов.

Другой потребностью отечественной налоговой системы является ее нормативно-административное упрощение. Все эти задачи можно было бы выполнить с принятием единого Налогового Кодекса.